Приветствую Вас, Гость

Компьютер и дошкольник. Как не навредить?

Современный ребенок, родившийся в век высоких технологий, является активным пользователем компьютера, игровых приставок, сотовых телефонов, сети Интернет. Мир цифровых технологий для дошкольника – естественная, неотъемлемая часть окружающего мира. Задача педагогов и родителей сделать так, чтобы эта среда стала развивающей для ребенка, обогащающей его внутренний мир, и самое главное, не наносящей вред его здоровью. Особенно данная задача актуальна сейчас, в современном обществе, когда ребенок все больше времени проводит у монитора компьютера, перед телевизором или с гаджетом в руках. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе позволяет дошкольникам получать информацию об окружающем их мире, у детей формируются более полные и точные представления о  предметах и явлениях, так как задействованы зрительные и слуховые способы получения информации. При использовании компьютера появляется вероятность визуализации объектов в  виде понятных для ребёнка образов,  улучшаются компенсаторные механизмы. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо применять дидактические пособия, разработанные в ярком, доступном для понимания ребенка образе. Все перечисленное позволяет создать более точный зрительный образ у ребенка, способствует усвоению содержания и является эффективным средством наглядности.

Наше Учреждение посещают дети, имеющие различные зрительные диагнозы. Работая с детьми, имеющими зрительную депривацию (то есть лишенными зрительного опыта), педагоги  используют презентации, обучающие программы, так как такой вид деятельности имеет свои положительные стороны:

-осуществляется полисенсорное  восприятие,  то есть ребенок видит целостный образ предмета или явления;

- дети рассматривают предметы или явления в многократном увеличении на экране во время демонстрации фильмов или слайдов;

- аудио, видео и анимационные эффекты объединяются  в презентацию, что позволяет восполнить объем информации, усваиваемой дошкольниками; 

- возможность демонстрации предметов или явлений, более доступных для восприятия  сохранной сенсорной системой;

- увеличиваются зрительные функции, глазомерные возможности ребёнка;

-   вырабатываются разнообразные способы зрительного восприятия.

Врачи-офтальмологи выдвигают ряд требований к работе дошколят за компьютерами. Дошкольникам категорически запрещается:

- работать за компьютером и просматривать мультимедийные презентации в полной темноте;

- изменение освещенности на мониторе, мелькание, выключение и включение общего освещения при просмотре кинофильмов и  презентаций;

- демонстрация фильмов, слайдов и презентаций на стене, потому что при этом в существенной степени снижается яркость и искажается цвет изображений;

- долго задерживать взгляд на мониторе компьютера. Ребенку необходимо периодически менять направление взгляда это дает возможность глазам отдохнуть.

Опыт работы нашего Консультационного центра показывает, что современных родителей  дошколят, особенно детей с нарушением зрения (которых, согласно статистическим данным, становится все больше и больше),   очень беспокоит вопрос: "Как сделать так, чтоб мир цифровых технологий стал развивающим для ребенка, и в тоже время, не навредил его здоровью?".     

Проанализируем особенности организации деятельности детей с различными зрительными заболеваниями при работе за компьютером:

1. При миопии ребенок хорошо видит близко расположенные предметы и плохо удаленные. Ребенок с диагнозом "миопия" утомляется при плохом освещении, видит предметы диффузно (расплывчато). У ребенка с миопией нарушается сумеречное зрение. Зрительная нагрузка у вашего ребенка должна быть минимальная. Перед экраном ребенок с миопией должен находиться на переднем плане.

2. Гиперметропия (дальнозоркость).  При гиперметропии ребенок видит плохо как вблизи так и вдали расположенные предметы. При дальнозоркости необходимо ограничивать ребенка в работе вблизи, чередовать зрительную работу вблизи с переведением взгляда вдаль. Перед экраном ребенок с дальнозоркостью должен сидеть на заднем плане.

3. Амблиопия – формы понижения остроты зрения. Ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора. Если амблиопия нарушение врождённое, ребенок не знает, что можно видеть как-то по другому, воспринимает окружающий мир как норму. Поэтому сам он жаловаться на зрение не будет! Перед экраном  дети с низкой остротой зрения занимают места впереди. Ребенку необходимо дать время для рассматривания изображения. При разной остроте зрения обоих глаз (то есть при разных зрительных возможностях) ребенка необходимо посадить лучше видящим глазом к центру. Рассаживать детей перед экраном необходимо с учетом попеременной окклюзии (то есть если у ребенка окклюзия справа, то его необходимо посадить на противоположную сторону).

4. Косоглазие – нарушение в симметричном положении глаз, при взгляде прямо или других направлениях взора (сходящееся и расходящееся). Ребенок испытывает трудности при направлении взгляда на объект. Нет четкого видения предметов. Если у дошкольника сходящееся косоглазие, то он должен сидеть в центре перед экраном. При расходящемся косоглазии ребенок должен сидеть на заднем плане. Важно, чтобы родители и педагоги строго соблюдали зрительный режим, чередуя зрительную и тактильную работу с работой на слух, учитывая при этом зрительные нарушения ребенка. 

Уважаемые родители, помните, что детям предпочтительнее начать осваивать компьютер не раньше 3-4 лет. Они уже понимают слово «нельзя». И с ним можно договориться о времени. Психологи придумали формулу. При её помощи рассчитывается приблизительное время, которое малыш может проводить за компьютером без вреда для здоровья: Возраст × 3 = количество разрешённых минут. Далее полученные минуты × 3 = время отдыха. Пример. Малышу 5 лет. 5 × 3 = 15 минут – игра за компьютером. 15 × 3 = 45 минут – отдых.

Очень важно правильно организовать детское место для игры за компьютером:

- правильное положение: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°;

- расстояние от глаз до монитора не менее 70 см;

- хорошее и правильное освещение;

- зарядка после пребывания за компьютером с обязательным выполнением специальных упражнений для глаз;

- ограничение времени пользования компьютером в зависимости от возраста;

- тщательный подбор игр, учитывая индивидуальные особенности детей;

- контроль за сайтами, которые посещает ребёнок при помощи специальных программ.

Мы живем в эпоху развитых информационных технологий. Без знания компьютера современному человеку будет сложно. Стоит относиться спокойно к тому, что наши дети рано или поздно освоят эту «чудо-машину». Это поможет им в обучении и в поисках хорошей работы. Главное – помнить о вреде, который может принести компьютер, если не соблюдать элементарные правила пользования.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ParNat (27.08.2021)
Просмотров: 79 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar