Приветствую Вас, Гость

Особенности использования информационно-коммуникативных технологий в работе со слабовидящими детьми дошкольного возраста

Современный ребенок, родившийся в век высоких технологий, является активным пользователем компьютера, игровых приставок, сотовых телефонов, сети Интернет. Мир цифровых технологий для дошкольника – естественная, неотъемлемая часть окружающего мира. Задача педагога сделать так, чтобы эта среда стала развивающей для ребенка, обогащающей его внутренний мир, и самое главное, не наносящей вред его здоровью.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, в том числе имеющего ограниченные возможности здоровья.

Наше Учреждение принимает на обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями, и каждый день около двухсот обучающихся в возрасте от 2 до 11 лет посещают МБОУ «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты для слабовидящих детей.

Учитывая особенности здоровья ребенка с нарушением зрения и его особые образовательные потребности, возникает необходимость создания особой планомерной работы коррекционной направленности (восстановление, коррекция и компенсация нарушенных и недоразвитых функций глаза) опираясь на сохранные виды восприятия.

В последние годы  педагогами нашего Учреждения активно применяются современные технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих игр и программ, мультимедийное оборудование.

Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе позволяет слабовидящим дошкольникам получать информацию об окружающем их мире, у детей формируются более полные и точные представления о  предметах и явлениях, так как задействованы зрительные и слуховые способы получения информации. При использовании компьютера появляется вероятность визуализации объектов в  виде понятных для ребёнка образов,  улучшаются компенсаторные механизмы. В работе с детьми дошкольного возраста необходимо применять дидактические пособия, разработанные в ярком, доступном для понимания ребенка образе. Все перечисленное позволяет создать более точный зрительный образ у ребенка, способствует усвоению содержания  и является эффективным средством наглядности в воспитательно-образовательной и коррекционной работе со слабовидящими детьми.

Особой популярностью в работе педагогов нашего Учреждения пользуются мультимедийные презентации, с помощью которых реализовывается принцип наглядности. Не секрет, что большую часть года дети Крайнего Севера видят только снег, ведь в наше экономически нестабильное время не все родители могут позволить себе вывести своего ребёнка за пределы города Воркуты. Мультимедийные презентации позволяют наглядно продемонстрировать детям Заполярья особенности различных времен года, увидеть лес и его обитателей и многое-многое другое.

Огромный интерес у современных дошкольников вызывает совместное с педагогом и друг с другом создание мультимедийных презентаций в рамках проектной деятельности. Воспитанники подбирают иллюстрации, фотографии, изображения и музыкальные композиции, накладывают звук, работают с анимацией.

Педагоги нашего Учреждения создали электронную картотеку комплексов зрительной гимнастики и используют мультимедийное оборудование для проведения упражнений, направленных на снятие зрительной нагрузки дошкольников как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности с детьми.

Использование мультимедийных презентаций в воспитательно-образовательном процессе со слабовидящими детьми, имеющими зрительную депривацию (то есть лишенными зрительного опыта) имеет ряд положительных моментов:

- полисенсорное  восприятие,  то есть целостный образ предмета или явления;

- при показе наглядности с помощью мультимедийного проектора и мультимедийного экрана, предметы или явления рассматриваются детьми в много раз увеличенном виде;

- аудио, видео и анимационных эффекты объединяются  в единую презентацию, что позволяет компенсировать объем информации, усваиваемой дошкольниками; 

- возможность демонстрации предметов или явлений, более доступных для восприятия  сохранной сенсорной системой;

- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка;

-   формирование различных способов зрительного восприятия [1].

Существует ряд требований к использованию информационно-коммуникативных технологий в работе со слабовидящими детьми дошкольного возраста.

При работе дошкольников с нарушением зрения за компьютерами, с мультимедийным оборудованием категорически запрещается:

- работа за компьютером и просмотр презентаций в полной темноте;

- изменение освещенности на экране, мелькание, выключение и включение общего освещения при демонстрации кинофильмов и  презентаций;

- показ презентаций, диафильмов на стене, поскольку при этом в значительной степени снижается яркость и искажается цвет изображений;

- длительная фиксация взгляда на мониторе компьютера (необходимо время от времени менять направление взгляда — это дает глазам отдых) [2].

 Рассмотрим особенности подхода к детям с различными зрительными заболеваниями при работе за компьютером и при просмотре мультимедийных презентаций:

1. У ребенка диагноз «Близорукость (миопия)».  При этом заболевании ребенок хорошо видит близко расположенные  предметы и плохо удаленные. Дошкольник испытывает трудности в восприятии изображения на мультимедийном экране, утомляется при плохом освещении, не может переводить взор вдаль, вблизи. При посадке группы детей перед мультимедийным экраном, ребенок с миопией должен находиться на переднем плане.

2. При дальнозоркости (гиперметропия) у ребенка нарушается зрение как вдаль, так и на близком расстоянии. При этом диагнозе у дошкольника сужено поле обзора, ребенок быстро утомляется, могут возникать головные боли и неприятные ощущения в глазах. При дальнозоркости необходимо ограничивать ребенка в работе вблизи, чередовать зрительную работу вблизи с переведением взгляда вдаль. При посадке группы детей перед мультимедийным экраном, ребенок с дальнозоркостью должен сидеть на заднем плане.

3. Амблиопия – форма понижения остроты зрения. Если амблиопия нарушение врожденное, то ребенок не знает, что может видеть по-другому и воспринимает все как норму и сам жаловаться на зрение не будет. У ребенка с амблиопией снижаются функции зрения, скорость, точность зрительного восприятия. При посадке перед мультимедийным экраном  дети с низкой остротой зрения занимают места впереди. Ребенку необходимо предложить подойти поближе для рассмотрения объекта, дать ему время для рассматривания изображения. При разной остроте зрения обоих глаз (то есть при разных зрительных возможностях) ребенка сажают лучше видящим глазом к центру. Рассаживать детей перед экраном необходимо с учетом попеременной окклюзии (то есть если у ребенка окклюзия справа, то его необходимо посадить на противоположную сторону).

4. У ребенка косоглазие (нарушение глазодвигательных функций). Это заболевание выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения. При косоглазии осложняется направление взгляда на объект, нет четкого видения предметов. Если у ребенка сходящееся косоглазие, то он должен быть в центре группы детей перед мультимедийным экраном. При расходящемся косоглазие, ребенок должен сидеть на заднем плане [3].

Важно, чтобы педагоги строго соблюдали зрительный режим, чередуя зрительную и тактильную работу с работой на слух, учитывая при этом зрительные нарушения воспитанников.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий открывает новые возможности и перспективы развития перед слабовидящими воспитанниками при соблюдении всех вышеперечисленных требований.

 

 

 

 1. Алещенко С. В., Воронкова И. А., Потапова М. А. Использование средств ИКТ для дистанционного образования с ОВЗ. Томск, 2010. 62 с.

2. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.

3. Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2012.123 с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ParNat (23.08.2021)
Просмотров: 79 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar