Талантливые, творческие люди веками воспринимались как носители божественного дара. Интеллектуальное развитие человека происходит в процессе всей жизни, начиная с рождения. Развитие внимания, мышления, памяти, речи, мелкой моторики рук являются его важными составляющими элементами. Процесс интеллектуального развития не может прерываться, он как постоянный энергетический заряд, воздействующий на внутренний мир ребенка. И с каждой ступенью роста поднимается планка требований к нему. Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура. Исследованиями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить. Развитие одаренного ребенка происходит с необычайной скоростью, чаще всего с опережением, поэтому важно, чтобы оно правильно стимулировалось на каждой ступени. Воспитание и обучение, в результате которого одаренный ребенок вырастает в одаренного взрослого, — это и есть единственная педагогическая цель. Только в случае такого педагогического сопровождения может быть соблюдено достоинство ребенка, поскольку только в таком случае одаренный ребенок является не объектом, а субъектом педагогического процесса, и ему ничего не прививают, а только сопровождают его рост, осуществляя более или менее полноценную педагогическую поддержку. По общепринятому мнению специалистов в области педагогики, процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении. Проблема «затухающего таланта», «заблокированной одаренности» до сих пор остро стоит перед практиками всего мира. В настоящее время специалисты осознали, что проблема не в том, чтобы дети успешно справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей, а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок. Ребенок должен стать субъектом собственной жизнедеятельности, понять свой потенциал, поверить в собственные силы, научиться быть успешным в деятельности. Это будет способствовать развитию его способностей, облегчит переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Главной задачей, таким образом, становится разработка проекта, развивающего не столько одаренность, какие-то ее грани или функции, отдельные диагностированные способности или задатки, сколько в целом личность одаренного ребенка — носителя этой одаренности. По результатам диагностик, проведенных психологами, педагогами дополнительного образования, воспитателями нашего ОУ, а также опроса родителей, были выявлены дети с повышенными интеллектуальными способностями. В эту группу входят дети 5 - 7 лет, имеющие повышенные интеллектуальные способности. С ними проводятся занятия, развивающие творческий потенциал, умственные и познавательные способности. Дети проявляют большой интерес по различным направлениям деятельности. С родителями этих детей ведется совместная работа. Для каждого ребенка оформляется своя папка, содержащая разделы:
Ведя собственные наблюдения за ребенком, родители следят за ростом его интеллектуального уровня. В процессе работы над созданием проекта мы «открыли» для себя методическое пособие Кайе Виктора Августовича «Занятие по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет». Материал, представленный в пособии, помог нам нетрадиционно подойти к организации деятельностного подхода в работе с детьми и родителями. Мы разработали проект, задача которого - удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружающий мир, свойства предметов, их «поведение» в воде и воздухе, в статике и динамике, способность взаимодействовать друг с другом. Проект адресован воспитателям и педагогам – психологам дошкольных учреждений. Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста и их родители. Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта – исследовательский; по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой; по продолжительности - долгосрочный; по профилю знаний - межпредметный проект; по уровню контактов - на уровне образовательного учреждения. Цель проекта: создание максимально благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала личности дошкольника путем совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Для детей мы поставили особую цель – создание мини - музея «Музей наших изобретений», в котором ребята будут выступать в роли экскурсоводов для детей других групп. Задачи проекта:
Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
Требования к уровню подготовленности воспитанников: Воспитанники должны уметь: - использовать систему обследовательских действий при рассматривании предметов для выявления их особенностей; - сравнивать предметы разных видов, вычленяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщая результаты сравнения; - самостоятельно приобретать знания об окружающем мире из разных источников: наблюдения, чтения книг, рассматривание картинок и фотографий и т.п.; - строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса; - строить все результативные виды детской повседневной деятельности по модели трудовой: поставить цель, отобрать средства и продумать способы ее осуществления, контролировать и оценивать результат. Воспитанники должны иметь представления: - о структуре конкретного трудового процесса; - о роли современной техники в трудовой деятельности; - о роли машин и механизмов в труде человека (ускоренное получение результатов труда, улучшение его качества, облегчение труда). Требования к уровню подготовленности педагогов: Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог-психолог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: высокий интеллект, знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии. Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагогов: учебный план; научно-методические разработки; комплексы развивающих занятий; дидактические разработки. Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества. Продукты деятельности детей: творческие плоскостные и объемные композиции; игры, игрушки; мини-музей «Музей наших изобретений». Реализация проекта осуществляется в пять этапов. I этап - Погружение в проект. 1) выбор направления работы - определение темы, цели; 2) определение системы задач; 3) создание методической базы; 4) создание нормативно-правовой базы. II этап - Организация деятельности. 1) мониторинг одаренности воспитанников МДОУ; 2) создание рабочей учебной программы; 3) накопление ресурсов; 4) координация действий участников проекта. III этап – Осуществление деятельности. 1) проведение занятий в соответствии с учебным планом; 2) работа с родителями одаренных детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком); 3) работа с педагогами МДОУ (теоретическая консультация, семинар-практикум); 4) итог, анализ работы (мониторинг). Темы занятий разделены на разделы по принципу «От простого к сложному» [1, с. 12].:
У каждого цикла занятий есть свое интересное название: «Игрушки и игры из ничего»; «Удивительное рядом»; «Все гениальное просто» и т.д. Каждое занятие включает в себя прохождение нескольких этапов:
Дети, как правило, активно участвуют в экспериментальной, поисково-познавательной, исследовательской видах деятельности (перетекающих в игровые и наоборот), в процессе которых формируются необходимые способы действия, отношения детей между собой и со взрослыми, расширяется их кругозор. Появляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у ребенка развиваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации. Важно, что это происходит в коллективе сверстников, в совместных, увлекательных занятиях и играх [1, с. 3]. Игрушки и игры интересны детям в широком возрастном диапазоне (от 3 лет до 11 лет), хотя для каждого возраста, как правило, предлагаются определенные предметы. В каждый период развития ребенок открывает для себя в одном и том же что-то новое. Кроме того, если в игрушке или игре есть всего два-три шага в ее познании ребенком, она ему быстро надоест. Игрушки, которые дети изобретают на занятиях, в основном многофункциональные и вариативные, со множеством правильных решений, в них играют дети разных возрастов. Особый интерес представляет создание творческих композиций, причем не только плоскостных, но и объемных. Известно, что выход из плоскости в объем важен для развития мышления ребенка, его пространственной ориентации. Занятия способствуют формированию общей готовности (физической, личностной и интеллектуальной) старших дошкольников к школьному обучению. Дополнительно осуществляется экологическое воспитание — уже использованный материал или предмет не выбрасывается, а превращается в полезную вещь, при этом не потребуется никаких затрат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия, пошли дальше того, что изложено в учебном плане [1, с. 4]. IV этап – Оформление. 1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: учебный план, рекомендации, пособия; дети: творческие композиции, игры, игрушки); 2) презентация мини-музея «Музей наших изобретений» детьми – участниками проекта сверстникам и родителям. V этап – Презентация. 1) окончательное оформление проекта; 2) презентация на уровне МДОУ; 3) презентация на муниципальном уровне. Работа с одаренными, талантливыми детьми на этом не заканчивается, она только начинается. Поверьте, уважаемые коллеги, вы не пожалеете, если полностью растворитесь в своих одаренных дошколятах. Пройдут годы, и вы поймете, как мы были правы…
Список литературы:
| |
| |
Просмотров: 82 | |
Всего комментариев: 0 | |
| |