Приветствую Вас, Гость

Педагогический проект «Интеллектуальная мастерская» (развитие одаренного ребенка в исследовательской деятельности)

Талантливые, творческие люди веками воспринимались как но­сители божественного дара. Интеллектуальное развитие человека происходит в процессе всей жизни, начиная с рождения. Развитие внимания, мышления, памяти, речи, мелкой моторики рук являются его важными составляющими элементами. Процесс интеллектуального развития не может прерывать­ся, он как постоянный энерге­тический заряд, воздействую­щий на внутренний мир ребен­ка. И с каждой ступенью роста поднимается планка требова­ний к нему.

Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура. Исследованиями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить. Развитие одаренного ребенка происходит с необычайной скоростью, чаще всего с опережением, поэтому важно, чтобы оно правильно стимулировалось на каждой ступени. Воспитание и обучение, в результате которого одаренный ребенок вырастает в одаренного взрослого, — это и есть единственная педагогическая цель. Только в случае такого педагогического сопровождения может быть соблюдено достоинство ребенка, поскольку только в таком случае одаренный ребенок является не объектом, а субъектом педагогического процесса, и ему ничего не прививают, а только сопровождают его рост, осуществляя более или менее полноценную педагогическую поддержку.

         По общепринятому мнению специалистов в области педагогики, процент одаренных детей на несколько порядков выше процента одаренных взрослых в каждом поколении.  Проблема «затухающего таланта», «заблокированной одаренности» до сих пор остро стоит перед практиками всего мира. В настоящее время специалисты осознали, что проблема не в том, чтобы дети успешно справлялись с требованиями специальных образовательных программ для одаренных детей, а в том, чтобы в итоге развивался сам одаренный ребенок.   Ребенок должен стать субъектом собственной жизнедеятельности, понять свой потенциал, поверить в собственные силы, научиться быть успешным в деятельности. Это будет способствовать развитию его способностей, облегчит переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Главной задачей, таким образом, становится разработка проекта, развивающего не столько одаренность, какие-то ее грани или функции, отдельные диагностированные способности или задатки, сколько в целом личность одаренного ребенка — носителя этой одаренности.

По результатам диагностик, про­веденных психологами, педагога­ми дополнительного образования, воспитателями нашего ОУ, а также оп­роса родителей, были выявлены дети с повышенными интеллек­туальными способностями. В эту группу входят дети 5 - 7 лет, имеющие  повышенные интеллек­туальные способности. С ними проводятся занятия, развивающие творческий потен­циал, умственные и познаватель­ные способности. Дети проявляют большой интерес по различным направлениям деятельности. С родителями этих детей ведется совместная работа. Для каждого ребенка оформляется своя папка, содержа­щая разделы:

  • индивидуальная работа с педагогом: с описанием заданий, которые дает педагог для развития интеллектуальных способностей ребенка (разгадывание ребусов и загадок, выявление закономерностей, классификация предметов и др.);
  • домашние работы: задания ни дом;
  • творческие работы:  родители наглядно описывают творческие проявления своего ребенка;
  • «Мой дневник»: в виде таблицы, в которую родители записы­вают интересные слова и вы­ражения, умозаключения сво­их детей.

Ведя собственные наблюдения за ребенком, родители следят за ростом его интеллектуального уровня.

В процессе работы над созданием проекта мы «открыли» для себя методическое пособие Кайе Виктора Августовича «Занятие по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет». Материал,  представленный в пособии, помог нам нетрадиционно подойти к организации деятельностного подхода в работе с детьми и родителями.

Мы разработали проект, задача которого - удовлетворить естественное детское любопытство и любознательность, потребность в игре и новых впечатлениях, желание сделать что-либо своими руками и стремление познавать окружа­ющий мир, свойства предметов, их «поведение» в воде и воздухе, в статике и динамике, способность взаимо­действовать друг с другом. Проект адресован воспитателям  и педагогам – психологам дошкольных учреждений. Участниками проекта стали дети старшего дошкольного возраста и их родители.

         Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта – исследовательский; по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой; по продолжительности - долгосрочный; по профилю знаний - межпредметный проект; по уровню контактов -  на уровне образовательного учреждения.

    Цель проекта: создание максимально благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала личности дошкольника путем совершенствования исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

        Для детей мы поставили особую цель – создание мини - музея «Музей наших изобретений», в котором ребята будут выступать в роли экскурсоводов для детей других групп.

Задачи проекта:

  1. Разработать содержание, обеспечивающее воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка, познавательной и эмоциональной сферы, цельность детского мировоззрения.
  2. Формировать опыт практической, познавательной, творческой деятельности.
  3. Развивать кругозор, креативность, нестандартное мышление у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности, мотивации к познанию, интерес к окружающему миру и свойствам предметов.
  5. Развивать навыки общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.

Для эффективной реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  •  Специальное оборудование и материалы для экспериментирования: увеличительные стекла, источники света (фонарики, настольные лампы), цветная бумага, картон, степлер, ножницы, бросовый материал (коктейльные трубочки, бельевые прищепки, пластиковые бутылки, пробки, баночки из-под йогурта, визитки,  билеты моментальной лотереи  и т.п.).
  • Информационная обеспеченность: энциклопедии, учебно-методическая литература.

Требования к уровню подготовленности воспитанников:

Воспитанники должны уметь:

- использовать систему обследовательских действий при рассматривании предметов для выявления их особенностей;

- сравнивать предметы разных видов, вычленяя и сопоставляя различие и сходство предметов и материалов, обобщая результаты сравнения;

- самостоятельно приобретать знания об окружающем мире из разных источников: наблюдения, чтения книг, рассматривание картинок и фотографий и т.п.;

- строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса;

- строить все результативные виды детской повседневной деятельности по модели трудовой: поставить цель, отобрать средства и продумать способы ее осуществления, контролировать и оценивать результат.

Воспитанники должны иметь представления:

- о структуре конкретного трудового процесса;

- о роли современной техники в трудовой деятельности;

- о роли машин и механизмов в труде человека (ускоренное получение результатов труда, улучшение его качества, облегчение труда).

Требования к уровню подготовленности педагогов:

Специалистом, реализующим данный проект, может быть педагог-психолог или специально подготовленный педагог, обладающий следующими характеристиками: доброжелательность, эмпатия, гибкость; профессиональный опыт, успешность педагогической деятельности, исследовательская компетентность, умение организовать конструктивное взаимодействие. Другие значимые качества: высокий интеллект, знания возрастного развития ребенка, его индивидуальных особенностей, интересов и мотивов, ценностные ориентации, способность к рефлексии.

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов: учебный план; научно-методические разработки; комплексы развивающих занятий; дидактические разработки.

Результат деятельности детей – максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие личностных качеств, осознание самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, приобретение знаний, умений, навыков путем активного деятельного участия в процессе познания и творчества.

 Продукты деятельности детей: творческие плоскостные и объемные  композиции; игры, игрушки; мини-музей «Музей наших изобретений».

         Реализация проекта осуществляется в пять этапов.

I этап  - Погружение в проект.

1) выбор направления работы - определение темы, цели;

2) определение системы задач;

3) создание методической базы;

4) создание нормативно-правовой базы.

II этап  - Организация деятельности.

1) мониторинг одаренности воспитанников МДОУ;

2) создание рабочей учебной программы;

3) накопление ресурсов;

4) координация действий участников проекта.

III этап – Осуществление деятельности.

1) проведение занятий в соответствии с учебным планом;

2) работа с родителями одаренных детей (консультации, индивидуальные беседы, практическая деятельность совместно с ребенком);

3) работа с педагогами МДОУ (теоретическая консультация, семинар-практикум);

4) итог, анализ работы (мониторинг).

Темы занятий разделены на разделы по принципу «От простого к сложному» [1, с. 12].:

  • Плоский графический конструктор;
  • Объемный конструктор;
  • Летающие игрушки;
  • Прыгающие, вращающиеся игрушки;
  • Водные игрушки;
  • Игрушки из бросового материала;
  • Оптические иллюзии.

У каждого цикла занятий есть свое интересное название: «Игрушки и игры из ничего»; «Удивительное рядом»; «Все гениальное просто» и т.д.

Каждое занятие включает в себя прохождение нескольких этапов:

  1. Постановка задачи – что мы хотим изобрести?
  2. Уточнение задачи – что должно «уметь» наше изобретение.
  3. Решение задачи.
  4. Изготовление рабочего чертежа общего вида изображения – проекта.
  5. Изготовление опытного образца.
  6. Испытание опытного образца.

       Дети, как правило, активно участвуют в экспери­ментальной, поисково-познавательной, исследователь­ской видах деятельности (перетекающих в игровые и наоборот), в процессе которых формируются необхо­димые способы действия, отношения детей между со­бой и со взрослыми, расширяется их кругозор. Появ­ляются дополнительные возможности для воспитания разносторонней творческой личности, у ребенка раз­виваются креативность, нестандартное мышление, сенсомоторные координации. Важно, что это происходит в коллективе сверстников, в совместных, увлекатель­ных занятиях и играх [1, с. 3]. Игрушки и игры интересны детям в широком возрастном диапазоне (от 3 лет до 11 лет), хотя для каждого возраста, как правило, пред­лагаются определенные предметы. В каждый период развития ребенок открывает для себя в одном и том же что-то новое. Кроме того, если в игрушке или игре есть всего два-три шага в ее позна­нии ребенком, она ему быстро надоест. Игрушки, которые дети изобретают на занятиях, в основном многофункциональные и вариативные, со множеством правильных решений, в них играют дети разных возрастов.

         Особый интерес представляет создание творческих композиций, причем не только плоскостных, но и объ­емных. Известно, что выход из плоскости в объем ва­жен для развития мышления ребенка, его пространст­венной ориентации.

         Занятия способствуют формированию общей готов­ности (физической, личностной и интеллектуальной) старших дошкольников к школьному обучению. До­полнительно осуществляется экологическое воспита­ние — уже использованный материал или предмет не выбрасывается, а превращается в полезную вещь, при этом не потребуется никаких затрат.

Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не толь­ко получали новую информацию об объектах своих ис­следований и экспериментов, но и делали маленькие открытия, пошли дальше того, что изложено в учебном плане [1, с. 4].

IV этап – Оформление.

1) оформление продуктов проектной деятельности (педагоги: учебный план, рекомендации, пособия; дети: творческие композиции, игры, игрушки);

2) презентация мини-музея «Музей наших изобретений» детьми – участниками проекта сверстникам и родителям.

V этап – Презентация.

1) окончательное оформление проекта;

2) презентация на уровне МДОУ;

3) презентация на муниципальном уровне.

     Работа с одаренными, талантливыми детьми на этом не заканчивается, она только начинается. Поверьте, уважаемые коллеги, вы не пожалеете, если полностью растворитесь в своих одаренных дошколятах. Пройдут годы, и вы поймете, как мы были правы…

 

Список литературы:

  1. Кайе В.А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ParNat (23.08.2021)
Просмотров: 82 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar