Приветствую Вас, Гость

Перспективы реализации долгосрочного проекта по преемственности дошкольного и начального общего образования «Ступеньки успеха»

Перспективы реализации долгосрочного проекта по преемственности дошкольного и начального общего образования «Ступеньки успеха»

Пархимович Наталья Витальевна,

старший воспитатель МБОУ «Начальная школа –

детский сад № 1» г. Воркуты

Преемственность выступает одной из главных задач МБОУ «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты (далее - Учреждение) как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любой дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), обеспечивающей необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОО обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.  

Успешность обучения ребенка во многом предопределена непрерывностью и преемственностью образования на уровнях дошкольного и начального общего образования.  Преемственность необходима для непрерывности образования, согласованности всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждом уровне образования.

В основу федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность  детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В целях создания комплекса условий, обеспечивающих сотрудничество дошкольных групп со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы с учетом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального общего образования, реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер, в Учреждении разработан долгосрочный проект по преемственности дошкольного и начального общего образования «Ступеньки успеха» (далее - Проект).

Реализация Проекта способствует целенаправленному взаимодействию дошкольных групп и начальных классов Учреждения. Учреждение имеет широкие возможности для реализации преемственности, так как в условиях педагогического процесса реализуются образовательные программы дошкольного и начального общего образования.  В течение ряда лет воспитатели дошкольных групп, учителя начальных классов и специалисты Учреждения работают в тесном сотрудничестве. Вопрос преемственности доминирует в совместной работе. Воспитатели дошкольных групп и учителя начальных классов на совместных заседаниях педагогических советов и семинарах-практикумах рассматривают актуальные проблемы дошкольного и начального общего образования, изучают передовой педагогический опыт в вопросах обучения и воспитания учащихся.

Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между дошкольными группами и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Преемственность с позиции начальной школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе происходит с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения дошкольных групп – это ориентация на требования современной школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения ребенка в школе.

Проект основывается на следующих теоретико-методологических положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.

Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках Проекта:

1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность.

2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.

3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.

4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: развитие речи как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию
преемственных связей является четкое понимание содержания
осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между
педагогическими коллективами начальной школы и детского сада.

Реализация Проекта осуществляется по следующим направлениям:

- Блок художественно-эстетической направленности: посещение школьной библиотеки; оформление уголков книг «Читаем сами»; выставка поделок, объемных открыток (детское экспериментирование, работа в нетрадиционной технике) «Волшебный Новой год»; организация тематической творческой выставки: «Вот что я умею!»; «Все стало вокруг голубым и зеленым»; выставка творческих работ воспитанников и учащихся.

- Блок физкультурно-оздоровительной направленности: совместный праздник «Карусель подвижных игр»; семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих
технологий в работе дошкольных групп и начальных классов Учреждения».

- Блок социально-педагогической направленности: оформление стенда и странички на официальном сайте Учреждения «Для вас, родители будущих первоклассников»; согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и начальной школы; круглый стол «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковки»; анкетирование родителей «Мой образ ребёнка первоклассника»; тестирование родителей для изучения семьи в преддверии школьной жизни ребёнка и в период адаптации к школе; семинар по вопросам преемственности и адаптации детей к обучению в школе; экскурсии воспитанников дошкольных групп в школу; проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа»»; консультации для родителей будущих первоклассников «Как правильно организовать свободное время ребёнка»; родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Знакомимся со школой»; праздник «Прощай, Азбука!»; участие в празднике «До свидания, детский сад!».

Блок экологической направленности: участие в совместных экологических акциях в рамках деятельности  природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята-Дошколята» и «Эколята».

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно-воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

2. Создание сопряженных перспективных планов, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.

3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.

4. Разработка единых для дошкольных групп и начальных классов принципов создания развивающей предметно – пространственной среды.

Реализация Проекта направлена на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования и ориентирована на модель выпускника дошкольных групп. Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник, исходя из ФГОС дошкольного образования.

Положительный результат при реализации Проекта дает общение будущего учителя 1-го класса с группами дошкольников и их родителями. Традицией стало для учителей посещение, а затем и проведение собрания в ноябре в группе выпускников дошкольных групп Учреждения. Воспитатели дошкольных групп, в свою очередь, не забывают о своих воспитанниках, постоянно следят за их успехами. При выпуске  воспитатели дошкольных групп дают полную психологическую характеристику на каждого ребенка и рекомендации учителю для дальнейшей работы. Такая работа позволяет положительно решать вопросы преемственности в работе детского сада и школы. Высокое качество знаний учащихся начальных классов свидетельствует о правильности выбранного пути.

 

Список источников и литературы:

1. Белкин А. С. «Ситуация успеха. Как ее создать»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).

2. Глебова С.В. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия» Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. « Родительские собрания» М. Айрис ПРЕСС, 2007.

4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

 

Интернет-ресурсы:

1. Портал информационной поддержки руководителей дошкольных организаций «АКТИОН» Образование»  https://www.resobr.ru/article/28596-realizatsiya-printsipa-preemstvennosti-doshkolnogo-i-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya

2. Сайт Pandia.ru https://pandia.ru/text/85/377/63002.php

Категория: Мои статьи | Добавил: ParNat (12.12.2021)
Просмотров: 80 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar