Приветствую Вас, Гость

Показатели социального развития ребенка и современные требования дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.

Извлечение из ФГОС ДО

 

Социальное развитие ребенка-дошкольника – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть,  с одной стороны,  это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме.  А с другой стороны – это процесс развития сущностного Я ребенка,  его индивидуальности и неповторимости,  определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

Социальное развитие воспитанника осваивается с учетом следующих социальных доминант:

- у ребенка формируется уверенность в своих возможностях (ребенок нужен окружающим, его любят);

- развивается чувство собственного достоинства и свободы (ребенок выбирает
друзей, деятельность, у него есть личные вещи)
;

- воспитывается   позитивное   восприятие   и   отношение   к   окружающим
(терпимость,     уважение     к     сверстникам,     интерес     к     ценностям
сотрудничества, ответственность за данное слово, за свое дело, за другого человека);

- развивается     понимание    окружающих   (их эмоционального состояния, потребность в сопереживании).

В ФГОС дошкольного образования четко прописаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

1) создание условий непосредственного общения с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям (обеспечение эмоционального благополучия); 

2) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; принятия  решений, выражения своих чувств и мыслей; поддержка детской инициативы и самостоятельности (поддержка индивидуальности и инициативы);

3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками  (установление правил взаимодействия в разных ситуациях).

         Педагогические ориентиры социального развития ребенка в ДОУ:

- педагог   формирует   у    ребенка    чувство    собственного    достоинства, уверенность в своих возможностях;

- педагог   развивает,   стимулирует   позитивное   отношение   ребенка   к
окружающим;

- педагог   воспитывает   у   ребенка   социальные   навыки    и   формирует
социальную компетентность.

Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е.О., Стеркиной Р.Б., Щетининой А.М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей.

Показатели благополучного социального развития ребенка:  

 - эмоционально откликается на переживания другого;

- эмоционально благополучен;

-  проявляет уверенность в себе,  самостоятелен,  активен, инициативен;

- владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

- главным образом положительно оценивает и принимает других;

- принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;

- владеет способами социокультурного поведения и общения;

- достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

- социально готов к школе и др.

Как вы видите, измерить уровень социального развития ребенка воспитателю в условиях детского сада можно и нужно. Предлагаю вашему вниманию учебно-методическое  пособие «Диагностика социального развития ребенка», автор Щетинина Альбина Михайловна. Данное пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.

Предлагаю вам рассмотреть уровень сформированности социальных форм поведения ребенка  (по результатам наблюдения)  (автор А.М.Щетинина):

- умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми;

- сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть;

- доброжелателен по отношению к другим;

- пытается решить конфликты сам;

- оказывает помощь другому;

- согласовывает свои действия с действиями других;

- сдерживает свои негативные проявлении               

- подчиняет свои интересы интересам других детей         

- уступает другому                                            

- принимает  социальные нормы и правила поведения и следует им.          

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ParNat (23.08.2021)
Просмотров: 76 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar